24-12-2003 15:15

Илья Сёмкин: "Я дневников никогда не вёл. Дневником являются стихи или песни"

Илья Сёмкин из тех людей, которые не единожды останавливаются на пороге широкой известности и делают это по глубоко личным причинам. Тем не менее, устойчивый круг внимательных слушателей ждёт от Сёмкина новых песен и в ожиданиях своих, слава Богу, не обманывается. На мой взгляд, в песнях Ильи есть нечто хрупкое, наивное и порой настолько красивое, что даже романтикой это не назовёшь. При всей своей цельности его творчество остаётся непредсказуемым, что и делает каждую новую веху (будь то песня или альбом) интересным событием. Я говорю с Ильёй о его планах и о том, как он представляет себе своё место в нынешней культурной ситуации. 

Илья, несмотря на очевидный успех твоих песен у самой разной аудитории, ты выступаешь лишь от случая к случаю. С чем это связано?
На самом деле, большой перерыв был связан с тем, что не было новых песен долгое время, и старые песни играть было скучно. Сколько можно? Вот недавно появилось четыре новых, появилось желание играть... Это одна из причин. А вторая - это то, что для людей без постоянного состава, которые часто выступают в одиночку, не очень много мест существует, где бы они могли сыграть. То есть это какие-то фестивали. По клубам играют всё-таки группы в основном. Группы у меня нет. 

Тебе же, наверное, для твоих песен не требуется большой состав. Почему бы его не собрать? 
Ну, в последнее время почему-то есть желание поиграть одному. И вот новый альбом записывать, возможно, буду один. На это тоже причин много... 

Что это за причины? 
Если начать "кидать понты", то можно сказать, что мои песни не нуждаются в украшательствах. Меня привлекает голос человека одинокий... То есть, я понимаю, что записывать и играть на концертах песни под гитару - это ход непопулярный... 

Твои альбомы концептуальны или это просто фиксация нового материала? 
Мои альбомы - это фиксация нового материала, конечно, но это и есть концепция. Потому что я всегда считал какой-то цикл песен, написанных за определённое время, чем-то вроде дневника. Я дневников никогда не вёл, дневником являются стихи или песни. 

Но ты же иногда включаешь в альбомы свои ранние песни. 
Ну, включал, скрепя сердце, чтобы альбомы не были слишком короткими. И ещё меня уламывали иногда, как было с песней "Ржавчина". На новом альбоме я хочу записать не только песни одного периода, но и расположить их в той последовательности, в которой они были сочинены. То есть это для меня идеальный вариант. 

Вопрос из ряда самых банальных. Как давно ты начал сочинять песни? 
Это очень простой вопрос. Первую песню я написал в 1980 году, когда мне было тринадцать лет. 

Она посвящалась Олимпиаде? 
Нет, она посвящалась моему увлечению группой "Машина времени" и была очень похожа на песни Макаревича. Она была про застывший город. А в 1983 году я впервые написал то, что мне действительно понравилось, первую песню, которую я могу взять и спеть прямо сейчас, и мне не будет стыдно. 

А после 1983 года были песни, за которые было стыдно? 
Да. У меня большое количество песен написано в 1984 - 1985 годах, порядка тридцати песен в год получалось. Естественно, при таком количестве материала появляются песни, которые не нравятся. Но интересно, что появляются и очень хорошие - то есть количество переходит в качество. Иногда получается, что единственный путь - это написать восемь песен не очень хороших и девятую хорошую. Хотя этот путь, он болезненный, потому что эти восемь песен потом будут мешаться. 
Люди, которые меня слушают, иногда спрашивают, почему я не хочу записать все свои старые песни - есть порядка ста песен, которые нигде не записаны, они относятся к восьмидесятым годам. Я очень быстро охладеваю к песням. Поэтому старые песни... Мне просто страшно представить, как это всё записывать и с этим заморачиваться. 

То есть ты представляешь себя в роли Мика Джеггера, который спустя столько лет фигачит "Satisfaction"? 
Да, мне это не очень нравится. Мне кажется, группа или исполнитель должны записать альбом, отыграть эту программу год и забыть. Можно играть старые песни по специальным просьбам. Когда я выступаю на квартирниках, я стараюсь сыграть то, что сам бы хотел, а потом, когда ещё остаётся время, я спрашиваю у людей: "Что бы вы хотели услышать?" И играю концерт по заявкам. Мне это не трудно, но не очень интересно. Но приятно потому, что людей радует. 

Все твои альбомы записаны с разным звуком, притом, что материал стилистически не очень разнообразен. Какой альбом тебе нравится больше всего? 
Альбом "Рыбы" мне больше всего нравится по материалу, а по звучанию мне ближе "Рычание ягнят". Получалось так, что каждый раз участвовал в записи какой-то человек, который был как бы соавтором. Вот в альбоме "Рыбы" это был Фомич (Александр Фомичёв - прим.автора), саксофонист, в "Русском лесе" это был Саша Аргутин, который занимался различными вставками между песнями, в "Ржавчине" это был Я-Ха, который предоставил мне свой "фирменный" звук, в "Рычании ягнят" это, наверное, был Миша Атласов, басист, в "Радио чёрных птиц" это Мерлин, наверное, был. Хотя слайд-гитара задвинута по его же прихоти назад. Сейчас хочется записать альбом одному, чтобы посмотреть, что получится. 

Людей вроде тебя часто связывают с рок-н-роллом, хотя эта связь весьма условна. Ты сам-то как к этому относишься? 
Как раз вчера у меня был разговор с моим братом, который является филологом. Он говорит: "Я бы хотел, чтобы ты стал поэтом, чтоб ты работал над своими текстами и довёл их до такого состояния, чтобы это была настоящая поэзия". Таковыми он считает песни Окуджавы... Но я всегда относил себя к культуре, которая не входит в пласт классической, а стоит особняком. И в этом смысле я ближе, конечно, к рок-музыке. Если мои песни можно назвать каким-то явлением, то это явление относится скорее к контркультурной среде - то, что идёт от битничества, от культуры хиппи и тому подобного. 

Тебе не кажется, что, сознательно относя себя к контркультуре и вообще оперируя этими штампами, ты сам загоняешь себя в какую-то резервацию? 
Я себя никуда не загоняю, потому что понимаю, что эти разделения условны. Скорее, нас туда загоняют "форматные" радиостанции или "форматное" телевидение. 

А ты не думал, что термин "классическая культура" сродни термину "формат"? 
Мы живём в обществе, и этот "формат" - не установленный кем-то, а добровольный для многих людей. Про творческие планы-то будешь спрашивать? 

Да, про творческие планы... Ну, понятно, альбом ремиксов, сборник "Лучшие блюзы и баллады", юбилейный концерт в БКЗ, а что-нибудь новое для твоих поклонников? 
Сейчас у меня возникло ощущение, что я пишу то, что мне нравится. И такого очень давно не было. Для меня радостно, что это появилось. Поэтому планы такие: не выпадать снова из этого состояния. А насчёт живых выступлений... Когда набирается какое-то количество материала, тебя начинает распирать, начинаешь искать какие-то варианты. Хотя писать даже для себя, даже в стол, если тебе самому это нужно - уже само по себе удовольствие. 

А твоя самая любимая песня какая? 
Из кого? 

Из "Pink Floyd", конечно. И твоя... 
Из "Pink Floyd" мне очень нравится "Дым над водой". А мои... Получается банальный ответ, но любимые песни - последние. Очень во многих моих старых песнях мне не нравится трагический надрыв. На данный момент он вообще для меня неприемлем. Поэтому в последних песнях, мне кажется, его, слава Богу, нет.

Игорь Лунёв, специально для РокмЬюзик.Ру