14-04-2006 16:50

Виктор Джалилов ("Одинокий лётчик")День космической акустики 
(Юлия Белова, Илья Семкин и группа "Одинокий летчик" в клубе "Манхэттен") 



Я не случайно отметил уже в заголовке всех, кто выступал в клубе "Манхэттен" в день, который всем жителям бывшего СССР помнится, как День космонавтики. На этом акустическом концерте, проходившем в рамках постоянной клубной акции "Серединки с Женей Глюкк", не было разогревающих и хэдлайнеров, что уже само по себе приятно. Приятно также и то, что такие концерты вообще в Питере хоть иногда и хоть где-то проходят на приличном аппарате. Народу на них все равно приходит сравнительно немного, но в данном случае важно, что кто-то готов хорошо работать, не рассчитывая, например, на серьезную прибыль с бара. Ну, а в "Манхэттене" в этот вечер, может быть, аншлагом и не пахло, но все же было достаточно внимательных слушателей. А сам концерт произвел весьма цельное впечатление, несмотря на то, что на одной сцене были собраны формально очень разные исполнители. 

Первой выступала гостья из Москвы Юлия Белова. Ей было тяжелее, чем другим, по ряду причин. Ну, во-первых, она на сцене была одна (голос, гитара - вот и все выразительные средства), во-вторых, большая часть публики с ее песнями до сих пор знакома не была, в третьих, сами песни практически лишены хоть какой-то развлекательности. А народ у нас, увы, чаще всего ходит на любые концерты именно развлекаться. Большинство же исполнителей обычно говорят даже об очень серьезных душевных движениях при помощи всевозможных метафор и прочих поэтических приемов, пытаясь подкрепить по мере возможностей свои тексты запоминающимися мелодиями, аранжировочными изысками или театральными эффектами. Что само по себе и неплохо, хорошо даже, но не исключает и других способов коммуникации между людьми. Юлия обращается к каждому слушателю напрямую. В песнях ее четко обозначена христианская направленность, но это не морализаторство и не абстрагированные от реальной жизни формальные религиозные излияния. Каждая ее песня - это как бы разговор, понятный любому из тех, кто говорит на русском языке. Более того, думаю, что вот эти тексты можно легко перевести и на другие языки. Можно было бы назвать это актуальным искусством, но слово "искусство" здесь не совсем уместно. Что отрадно, публика отнеслась к Юлии без снобизма (а этого, кстати, можно было ожидать) и после выступления многие интересовались ее записями. 

Илья Семкин, широко известный в узких кругах на протяжении уже лет семнадцати питерский singer/songwriter, выступает ныне редко. И, похоже, он воспользовался случаем представить публике десять новых песен, написанных, по его словам, за период с конца прошлого года по настоящее время. Над своей однажды сформированной музыкальной стилистикой Семкин вообще экспериментов особых не ставит - это все та же смесь того, что в России многие называют "авторской песней" (как будто все остальные формы песенного жанра наличия авторов не предполагают) и интуитивно воспринятого кантри-рока (при том, что Илья мог бы служить примером настоящего городского романтика). В новых текстах стало больше абсурдизма, забавного и, как водится у Семкина, всегда с оттенком светлой грусти. Как сказал еще один известный деятель питерского андеграунда Я-Ха, "Семкин - на Коэн". Выступал Илья по заведенной им традиции дуэтом со своей супругой Олесей, котрая подыгрывала ему на шейкере. В качестве бонуса к новой программе прозвучала песня "Пластиковый солдатик" из альбома 2004-го года "Конец литературы". 

Группа "Одинокий летчик", обретя стабильный состав, звучит с каждым разом все лучше и лучше. И если новые записи ее отличает некоторая атмосферность, то те же самые песни на концерте прозвучали гораздо драйвовей и психоделичней. Похоже, что вокалист и гитарист Виктор Джалилов, мандолинист и перкуссионист Игорь Ковтунов и флейтистка Ольга Волкова сыгрались так, что представить с ними еще какого-нибудь инструменталиста довольно сложно. Хотя представлять разные варианты звучания песен "Одинокого летчика" очень интересно даже во время их прослушивания. Хотя бы потому, что сами музыканты любят экспериментировать и с текстами, и с музыкой, но не в ущерб душевности исполнения. Уж чего-чего, а душевности этой у них всегда в избытке. Не стал исключением и прошедший концерт. Игорь Ковтунов, кстати, стал играть на мандолине очень прилично (раньше он в "Одиноком летчике" был гитаристом, а за мандолину взялся после того, как группу покинул Артем Кифарец, ныне играющий в "Точках над i"). В качестве вокалистки отметилась и Ольга Волкова, с чувством и со значением пропев несколько раз фразу "живые улитки" в композиции, которая, возможно, именно так и называется. По просьбам присутствующих были исполнены, можно сказать, на бис "Сны Зигмунда Фрейда" и "Влюбленный и корова", просто-таки реальный хит на стихи советского поэта Мусы Джалиля. Совпадение большинства букв в фамилиях этого поэта и лидера "Одинокого летчика" вызвало серию ехидных комментариев Ковтунова. 

Завершился концерт незапланированным, а потому коротким выступлением оказавшейся среди публики Зинаиды Охтинской - она спела пару песен, воспользовавшись тем, что из Твери так и не приехал четвертый из заявленных участников концерта, Александр Ажмуханов. Впрочем, из-за желания не опоздать на различные виды городского транспорта, публика уже больше спешила собираться, чем слушала. Хотя песни сами по себе у Зинаиды неплохие. Но о них как-нибудь в другой раз. Несколько обломало не только меня, но и многих уходящих с этого концерта то, что стоило ему закончиться, как кто-то из работников клуба врубил (и громко!) какую-то чудовищную попсню. Остается радоваться, что впечатления от выступавших на концерте людей все же несравнимо сильней подобных в общем-то мелких недоразумений.

Игорь Лунев, специально для РокмЬюзик.Ру

На фото: Виктор Джалилов ("Одинокий летчик")